Каналы мобильности

В качестве каналов социальной мобильности используют способы, благодаря которым люди способны перемещаться по лестнице социальной иерархии вверх-вниз: «лифты», «ступени лестницы».

Каналами мобильности являются:

  • общественно-политические организации;
  • органы власти;
  • профессионально-трудовые организации (фирмы, трудовые коллективы с производственной собственностью, корпоративные институты и др.);
  • церковь;
  • школа;
  • армия;
  • семейно-клановые связи (социальный авторитете семьи, семейная поддержка, частная собственность и др.).

Функции каналов социальной мобильности

В современном мире роль одних каналов мобильности усиливается, других уменьшается. В рамках усиливающихся каналов отрабатываются новые формы мобильности.

Традиционные каналы социальной мобильности можно дополнить такими каналами, как:

  • научно-техническая деятельность;
  • финансово-банковские операции;
  • активность в области компьютерных технологий и в области массовой информации;
  • причастность к теневой или криминальной деятельности (в традиционном обществе представлен бандитскими и семейно-клановыми группировками, в развитом обществе представлен транснациональными мафиозными ассоциациями в области распространения наркотиков, оружия и т.д.).

Все каналы социальной мобильности (исключение составляет криминальный канал) тесно между собой взаимосвязаны, они функционируют одновременно, дополняя друг друга или конфронтируя между собой.

Замечание 1

Каналы социальной мобильности формируют систему организационных возможностей, институционально-правовых требований, конкретных правил передвижения людей по социальной лестнице вверх и вниз, образуя сложные механизмы социального отбора людей на определенные статусные роли и социальные позиции.

Механизмы социальной селекции

В некоторых школах роль образования и школы в смене статуса была ограничена, приоритет отдавался религиозной или армейской среде. Личные качества индивида, поддержка окружающих, роль семьи по-прежнему оставались важными.

В современном обществе главный подход в механизмах социальной мобильности ориентирован на образовательно-профессиональную подготовку. Усиливается роль индивидуальных качеств человека.

Социальная селекция в научно-творческой деятельности

Для того, чтобы общество признало молодого человека ученым и начало научной карьеры необходимо, чтобы у него был диплом о высшем образовании.

Профессиональная среда только тогда признает научный статус индивида, когда результаты его личной работы будут квалифицированы как значительные. Эти результаты будут постоянно критиковать и придирчиво анализировать.

Молодой ученый должен овладеть искусством

  • находить сторонников;
  • вести научную полемику;
  • добиваться практического внедрения своих открытий.

В механизмах социальной селекции основную роль играют такие обстоятельства:

  1. Утверждение в профессиональной среде с помощью квалификационного и должностного продвижения. Основным фактором признания будут научные результаты, признанные широкими научными и общественными кругами.
  2. Обретение сторонников в практических сферах (известность среди широкой общественности).
  3. Помощь и поддержка членов семьи.

Термин социальная мобильность указывает на совокупность пе­ремещений внутри социальной структуры общества.

Социальная мобильность – это любой переход индивида или группы от одной социальной позиции к другой.

Впервые к анализу социальной мобильности обратился Питирим Сорокин.

Выделяют множество форм социальной мобильности:

v Вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность − изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. К примеру, продвижение по служебной лестнице. Горизонтальная мобильность − изменение со­циального положения, которое не приводит к повышению или пони­жению социального статуса. Например, смена семейного статуса, места жительства.

v Межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобиль­ность определяется сравнением социального статуса родите­лей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (напри­мер, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Внутрипоколенная мобильность предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени.

v Индивидуальная и групповая. С выделением данных форм мо­бильности связана следующая закономерность: в обществе, где глав­ное значение придается приписанному статусу, проявляется тенден­ция к групповой мобильности, в открытом обществе, характеризуе­мом преобладанием достигнутых статусов, – к индивидуальной мо­бильности.

Для количественного исследования социальной мобильности используют такие показатели как:

Скорость – вертикальная социальная дистанция или количество слоев – экономических, политических, профессиональных, – прохо­димых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный промежуток времени.

Объем – число индивидов, которые изменили свое со­циальное положение в вертикальном или горизонтальном направле­ниях за определенный промежуток времени.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются на­верх, называются каналами вертикальной мобильности . Самыми из­вестными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собствен­ность.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в воен­ное время. Крупные потери среди командного состава приводят к за­полнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в зва­нии, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Институты образования и воспитания, какую бы конкрет­ную форму они ни приобретали, во все века служили мощным кана­лом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом верти­кальной мобильности. Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титу­лованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба про­двигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.



Интенсификация процессов социальной мобильности в совре­менных обществах порождает явление маргинальности.

Пути, по которым происходит перемещение людей из них социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.

П.Сорокин выделял несколько основных социальных лифтов:армия, церковь, школа, семья (брак) , политические и общественные организации.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сыном плотника. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. П. А. Сорокин отмечал, что « роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами».

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт.

В современной социологии выделяют несколько основных каналов социальной мобильности:

Социальный статус семьи,

Внешние данные, умственные и физические способности;

Образование;

Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса.

Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей . Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться.

Миграция.

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе.

Механизм миграции. Для того чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства,необходимы условия, заставляющие их переселиться в другие города, регионы, страны. Эти условия обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции .

  1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано прежде всего с серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясениями, наводнениями и т.п.). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество и т.п.
  2. Притяжение это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда,где можно занять более высокий социальный статус или где существует большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне. Чем больше разница в социальных,экономических или политических условиях существования в двух регионах,тем вероятнее миграция под воздейстием сил притяжения в районы с лучшими условиями. Разница в условиях жизни может создаваться искусственно,для управления потоками мигрантов и для притяжения рабочей силы и "умов"в определенные районы, где их не хватает.
  3. Пути миграции это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия. Очень часто именно отсутствие доступности в перемещении сводит на нет действие сил выталкивания и притяжения. Например, дороговизна билетов не может позволить выехать индивиду и его семье в другую страну.То же можно сказать о языковых барьерах, получении разре шения на выезд и въезд, отсутствии информации об условиях жизни на новом месте и многих других трудностях, встречающихся на пути мигрантов.

Виды миграции:

международную (т.е. переезд из одного государства в другое) - эмиграция, иммиграция и

внутреннюю (переезд в пределах одной страны) - миграция. И тот и другой виды миграции считаются естественными и нормальными до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной,и рассматривают ее как негативное явление. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и "старение" населения, преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), к недостаче или, наоборот, к избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов, негативным изменениям в культуре региона и многим другим последствиям.

Т.о. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.


Похожая информация.


Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса.

Поскольку вертикальная мобильность (перемещение из одного класса в другой) присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице.

Их называют каналами социальной мобильности или социальным лифтом .

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются:

- А рмия (солдаты продвигаются по службе благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств).

- Ц ерковь (как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Пример: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом.).

- Школа (институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции.).

- П олитические, экономические и профессиональные организации .

Лекция добавлена 05.06.2012 в 01:45:35

служба в армии в древнеримском государстве была уделом высшего класса

основным типом социальной мобильности в Древнем Риме была вертикальная мобильность

основным типом социальной мобильности в Древнем Риме была горизонтальная мобильность

государство поощряло социальную мобильность в обществе

425Sual: Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется: (Çəki: 1) большой

Формальной

референтной

426Sual: В стране Z крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. Что отражается в данном факте? (Çəki: 1)

социальная структура

социальная мобильность

социальный статус

социальный контроль

Социальное неравенство

427Sual: К этническим общностям относятся (Çəki: 1)

сословия

Народности

маргиналы

428Sual: Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память? (Çəki: 1)

структурной

профессиональной

Этнической

территориальной

демографической

429Sual: По какому признаку выделены такие социальные общности, как католики, православные и протестанты? (Çəki: 1)

территориальному

Конфессиональному

национальному

этническому

социально-классовому

430Sual: Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

Ничего непонятно?

принадлежность к единой возрастной группе

общность религиозных взглядов

общность профессиональных интересов

Общность исторического опыта, исторической памяти

сходный уровень дохода и качества жизни

431Sual: Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане? (Çəki: 1)

этносоциальный

Территориальный

религиозный

демографический

социально-классовый

432Sual: Что отличает молодежь как социальную группу? (Çəki: 1)

Сходные черты сознания и поведения

общность быта

единство политических взглядов

однородность, отсутствие дифференциации однородность, отсутствие дифференциации

экономическая зависимость друг от друга

433Sual: Одним из признаков народа как этнокультурной общности является (Çəki: 1)

единство убеждений

единое гражданство

принадлежность к одной возрастной группе

Общность социального статуса

общность религии

434Sual: Социальное неравенство проявляется в обществах традиционного типа в: (Çəki: 1) возможности для всех граждан получить образование и социальное обеспечение

Различном доступе представителей разных сословий к власти и обладанию привилегиями

равных доходах и правах граждан

делении общества на страты, определяемые уровнем образования, дохода, профессией

равных правах граждан в политической сфере, но различии в доходах, в обладании собственностью

435Sual: Какие социальные группы образованы по политическому признаку? (Çəki: 1)

бизнесмены и работники

педагоги и студенты

Избиратели и парламентарии

публика и актеры

менеджеры и банкиры

436Sual: По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители? (Çəki: 1)

конфессиональному

демографическому

экономическому

этносоциальному

Территориальному

437Sual: Относительно устойчивые и самостоятельные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе жизни и деятельности, называются: (Çəki: 1)

социальной системой

социальной адаптацией

социальной стратификацией

Социальными отношениями

социальной мобильностью

438Sual: Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется: (Çəki: 1)

культурным плюрализмом

социальной адаптацией

Международной интеграцией

межнациональным конфликтом

межнациональной дифференциацией

439Sual: В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции? (Çəki: 1)

Студент блестяще защитил исследовательский проект, за что был удостоен похвалы профессора .

Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание

Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей

За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде

Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра

440Sual: Малой социальной группой считается: (Çəki: 1)

интеллигенция

Семья

441Sual: К числу функций, выполняемых семьёй в жизни человека, относится рекреационная (досуговая). Какой пример иллюстрирует данную функцию? (Çəki: 1)

дядя посодействовал племяннику в приобретении путёвки на курорт

взрослый сын оказывает финансовую помощь родителям

родители объяснили маленькой дочери, как себя вести в гостях

Виды и каналы социальной мобильности

Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»). По Сорокину под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности, направления), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Различают следующие виды мобильности :

1) горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне (например, смена конфессии, семьи, взглядов). Вертикальная мобильность – перемещение из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют:

а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса)

б) нисходящую (понижение социального статуса).

2) индивидуальная и групповая.

3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).

4) организованная – перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.

5) структурная – перемещение, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.

Каналы социальной мобильности

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам.

В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. — все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура — это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни — только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться — все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

Вы точно человек?

Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного

мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во- вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или

представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».

вопрос. Теория социальной мобильности. Особенности и факторы социальной мобильности в современном российском обществе.

⇐ Предыдущая12

Понятие социальной мобильности характеризует социальную структуру в динамическом аспекте. Теория социальной мобильности всесторонне разработана Питиримом Сорокиным в его работе «Социальная мобильность» (1927) и др. исследованиях.

Социальная мобильность – это перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Социальная мобильность приобретает множество форм. В частности, исследователи различают индивидуальную (когда перемещение одного человека происходит независимо от других людей) и групповую (когда перемещения происходят коллективно в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия и т. п.) социальную мобильность.

Как показал на историческом материале П. Сорокин, факторами групповой социальной мобильности могут быть социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; создание империи и пр. Социальная мобильность может быть организована сверху, когда перемещениями управляет государство. Такая организованная социальная мобильность бывает добровольной (в связи с общественными призывами) и недобровольной (например, репатриация малых народов). От организованной социальной мобильности следует отличать структурную, или вынужденную, когда движение из одной социальной категории в другую вызывается изменениями в самой профессиональной структуре (сокращением или созданием новых рабочих мест, появлением или исчезновением целых отраслей экономики). Причины этих изменений могут лежать в экономическом росте, политических и экономических трансформациях, технических революциях, различием в уровне рождаемости внутри конкретных социальных групп.

Важно различать вертикальные игоризонтальные социальные перемещения. Понятие социального перемещения шире, чем понятие социальной мобильности. Оно включает также трудовую мобильность и географическую мобильность (миграцию).

Понятие «социальная мобильность» обычно связывают с вертикальными перемещениями – из одной страты (класса) в другую, но мобильность также может быть и горизонтальной.

Горизонтальная социальная мобильность – это переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса. Если перемещение связано со сменой работы (без изменения статуса), говорят о трудовой горизонтальной мобильности, если со сменой места жительства (без изменения статуса населенного пункта) – о горизонтальной миграции.

Вертикальная социальная мобильность – это переход из одной страты в другую С изменением социального статуса. В зависимости от направления перемещения, вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей. Восходящая мобильность – это переход индивида в более высокий пласт, нисходящая мобильность – перемещение на более низкую социальную позицию. Существуют каналы или «лифты», с помощью которых индивиды совершают эти перемещения. П. Сорокин в качестве таковых выделил: армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью.

В зависимости от точки отсчета различают межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность означает изменение статуса детей по сравнению со статусом их родителей. За точку отсчета принимается статус родителей. Внутрипоколенная (карьерная) мобильность означает изменение статуса индивида на протяжении жизни, его карьеру. За точку отсчета в данном случае принимается статус, которым индивид обладал на своем первом рабочем месте.

Еще в конце 90-х гг. XX в. в России, по мнению многих исследователей, в российском обществе доминировала тенденция нисходящей социальной мобильности большей части населения.

Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности

Усиливались, и продолжают усиливаться противоречия между социальными группами и слоями общества, возникли условия для конфликтов между ними. Одним из показателей этих противоречий является Маргинализация значительной части населения страны. Экономические реформы начала 90-х годов и приватизация государственных предприятий привели к формированию слоя собственников, что сопровождалось падением уровня жизни большинства населения страны.

Социальная структура Российского общества к концу 90-х годов приобрела следующий вид:

1. верхний слой - 0.5% политическая и экономическая элита, высшее чиновничество и крупные предприниматели

2. верхний-средний - 6% государственные чиновники, предприниматели, менеджеры

3. средний слой - 20% квалифицированные работники, особенно в сфере финансов и экспортно ориентированных отраслях промышленности (нефть, газ), мелкие предприниматели

4. базовый слой – 60% работники бюджетных сфер и частных предприятий

5. нижний слой – неквалифицированные рабочие, одинокие пенсионеры

6. социальное дно – бомжи, наркоманы, бывшие заключенные

В целом для современного Российского общества характерна довольно невысокая доля в социальной структуре среднего класса. В современных странах Запада средний класс, составляющий примерно 60% населения, включает мелких предпринимателей, государственных служащих, врачей, научных работников и ряд других профессиональных групп, а в российском обществе большая часть этих профессиональных групп по своему экономическому положению существенно уступает аналогичным группам на Западе.

В начале и середине 90-х годов наблюдался значительный рост интенсивности социальной мобильности как восходящей, так и нисходящей, но в дальнейшем возможности социальной мобильности населения все более ограничивались.

⇐ Предыдущая12

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Поскольку вертикальная мобильность наблюдается в любом обществе, а между слоями Должны существовать некие пути, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз из одного слоя в другой, необходимо, сог гласно П Сорокину, рассмотреть Эти действующие каналы социальной циркуляции Важнейшими из них П Сорокин Считает следующие: армию, церковь, школу, политические, экономические и профессиональные ор ганизацыции.

Армия как канал социальной циркуляции играет особо важную роль в военное время, благодаря чему многие индивиды поднимались высоко по социальной лестнице, начав службу в армии с низших социальных слоев в (Наполеон, Кромвель, Вашингтон и др) В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в Эти периоды, постулирует П Сорокин, роль ее значительно слабее, чем в военно е времемя.

Церковь как канал вертикальной социальной циркуляции успешно выполняет эту функцию только тогда, Считает П Сорокин, когда возрастает ее социальная значимость Например, христианская церковь переместила а большое количество людей с низов до вершин общества (так, из 144 римских пап 28 Были простого происхождения, 27 вышедшего из средних классов) Будучи каналом для восходящего движения, церковь (как и армия) была одновременно средством для нисходящего движения (например, еретикаки).

Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не принимали, во все века и во всех обществах были, по мнениям П Сорокина, средствами вертикальной социальной циркуляции Многие социаль ьные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома, поэтому социальное продвижение многих именитых людей современности осуществлялось благодаря \"школьному механиз манизму".

Политические организации начиная с правительства и Заканчивая политическими партиями также играют роль социального \"лифта\" в вертикальной циркуляции Исторически большое количество людей, рожденных в с слоях прислуги, крестьянства или ремесленников, поднявшегося до заметных общественных позиций благодаря чиновничьей и правительственной службе или политической деятельности Если бы он не Этот канал, то мног ие Выдающиеся политики и государственные деятели, Считает П Сорокин, вряд ли смогла бы достичь высокого социального положениого положения.

Профессиональные организации (научные, литературные и др), по мнениям П Сорокина, также играют существенную роль в вертикальном перемещении индивидов, поскольку вход в Эти организации Относительно своб Боден для всех, кто обнаружил Соответствующие способности вне зависимости от их социального происхождения Многие ученые, юристы, литераторы, врачи, скульпторы простого происхождения социально поднявшегося ь именно благодаря этому каналалу.

Накопление богатств — один из наиболее простых и действенных способов социального продвижения, Считает П Сорокин Преуспевающий предприниматель — крупнейший аристократ современного демократического общ щества Если человек богат, то он находится на вершине социальной пирамиды независимо от своего происхождения, а зачастую и источника доходода.

Семья и брак (особенно с представителем второй социального статуса), Согласно П Сорокину, также могут привести одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования - простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои - очень тесные - каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента - значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка - обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия - ограниченное число семей - владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках - важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием.

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. В целом 76 % (российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое.

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН, опровергают подобные утверждения.

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели - очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а по социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы - воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы - условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» - используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует - используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека - он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М. Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру.

Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.