«Обеспечение жильем молодых семей» - одна из подпрограмм, входящих в федеральную целевую программу «Жилище». Она действует с 2002 года и рассматривается, как одно из приоритетных направлений нацпроекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». В настоящее время реализуется очередной этап подпрограммы (на период с 2011 по 2015 годы).

В рамках нее государство помогает молодым семьям улучшить жилищные условия, выделяя им социальные выплаты для строительства индивидуального жилого дома или покупки отдельной квартиры эконом-класса. Необходимая для приобретения недвижимости сумма складывается из государственных выплат, привлекаемых кредитов и займов и собственных средств молодых семей.

Государственным заказчиком и основным разработчиком подпрограммы выступает Министерство регионального развития Российской Федерации. Средства из госбюджета выделяются только при наличии в регионе собственной программы по обеспечению молодых семей жильем.

Воспользоваться государственной помощью в рамках подпрограммы могут только те молодые семьи, что официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом участие в программе, разумеется, вещь сугубо добровольная. Получить социальные выплаты от государства можно только один раз.

Кто может воспользоваться программой?

Участие в подпрограмме может принять семья, в которой оба супруга не старше 35 лет. Также речь может идти о неполной семье с ребенком (детьми), если возраст живущей с детьми матери (или живущего с детьми отца) не выше 35 лет. Разумеется, вне зависимости от состава молодой семьи, ее члены должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Речь идет, в первую очередь, о тех, кто встал на учет до 1 марта 2005 года. Но в подпрограмме, конечно, могут принять участие не только те, кто поставлен на учет до этой даты, но все молодые семьи, которые по нормам жилищной обеспеченности могут претендовать на получение жилья по договору социального найма. Перечислим вкратце основания (согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ), по которым органы местного самоуправления могут признать вас нуждающимися в жилых помещениях (даже если вы пока не стоите на учете как нуждающийся в них). Итак, основания следующие:

  • ни вы, ни члены вашей семьи не располагаете жильем ни по договору социального найма, ни на праве собственности;
  • если вы или члены вашей семьи используете квартиру по договору социального найма, или имеете ее в собственности, но при этом общая площадь ваших жилых помещений меньше, чем положено по учетной норме с учетом всех членов семьи;
  • если жилые помещения, в которых вы живете, не соответствует требованиям, что установлены для них;
  • если среди членов вашей семьи есть больной, который страдает тяжелой формой хронического заболевания, и совместное проживание с ним в квартире признано невозможным. В данном случае не важно, на каком основании вы пользуетесь жилым помещением — на праве собственности или по договору социального найма.

Если вы или члены вашей семьи располагаете не одним, а несколькими жилыми помещениями, то при определении уровня вашей обеспеченности жильем площадь всех этих помещений суммируется.

Ключевoй момент для участия молодой семьи в подпрограмме — уровень дохода. Важно, чтобы семья могла себе позволить взять ипотечный кредит или иной жилищный заём. При этом надо понимать, что государственная социальная выплата не покрывает большей части стоимости приобретаемого жилья — основную часть суммы молодая семья должна внести сама (из имеющихся в наличии средств или взяв жилищный кредит). Поэтому требование к финансовой состоятельности участников подпрограммы и является ключевым. Единых общегосударственных требований по уровню дохода нет — в каждом регионе самостоятельно определяют порядок и условия, по которым доход семьи признается достаточным для участия в подпрограмме.

Программа разработана в рамках приоритетного нацпроекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Отвечает за нее Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. В качестве исполнителей Программы фигурируют также: Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы. В настоящее время продолжается реализация третьего этапа данной городской жилищной программы (намечены задания до 2015 года).

Кто имеет первоочередное право на участие в Программе?

Как уже говорилось выше, в первую очередь на социальные выплаты могут рассчитывать те молодые семьи, что были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Каким образом помогает государство?

Государство помогает участникам подпрограммы тем, что предоставляет им социальные выплаты для улучшения жилищных условий. С помощью средств социальной выплаты вы можете приобрести у любых физически или юридических лиц одно или несколько жилых помещений или же построить индивидуальный жилой дом (последний должен соответствовать всем санитарным и техническим требованиям и нормам благоустройства того населенного пункта, где вы будете проживать).

Если вы берете ипотечный кредит или заем, то социальную выплату можно использовать в качестве первоначального взноса, или же гасить этими средствами основной долг и проценты по кредиту (займу). Есть только одно ограничение: средствами социальной выплаты нельзя погашать комиссии, штрафы, пени и другие тому подобные выплаты по кредиту (займу). Использовать бюджетную субсидию на погашение основного долга или обслуживание процентов по кредиту могут только те участники подпрограммы, которые были, согласно ее требованиям, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора или договора займа.

Также социальную выплату может использовать семья, которая является пайщиком ЖСК. Впрочем здесь также есть одно ограничение: вы как член жилищно-строительного кооператива можете потратить государственную субсидию только на погашение последнего платежа, после которого ваш паевой взнос будет полностью выплачен, и жилое помещение на законных основаниях станет собственностью вашей молодой семьи.

Подчеркнем, что по условиям подпрограммы вы не можете приобрести жилое помещение, если оно будет меньше, чем положено по учетным нормам общей площади на каждого члена семьи, т. к. в результате реализации вашего права на получение социальной выплаты ваша семья снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Квартира или дом, которые вы приобретаете с помощью социальной выплаты, будут оформлены в собственность всех членов вашей молодой семьи.

В случае рождения (или усыновления) еще одного ребенка во время участия в подпрограмме вашей молодой семье будет предоставлена дополнительная социальная выплата (не менее 5% от средней стоимости жилого помещения), которую также можно будет пустить на погашение кредита или займа или компенсации средств, затраченных вами на строительство или приобретение жилья.

Обитатели московских общежитий — одна из наименее защищенных в плане жилищных прав категория москвичей. Нельзя сказать, что все они живут там «на птичьих правах», но тем не менее, лишиться жилого помещения в «общаге» гораздо проще, чем, например, квартиры, предоставленной по договору социального найма. В связи с этим московские власти, заботясь о жильцах общежитий, на протяжении всех последних лет вели и продолжают вести работу по приведению ситуации в общежитиях в соответствие с действующим жилищным законодательством.

Механизм получения социальной выплаты

Если ваша молодая семья признана органами местного самоуправления соответствующей требованиям участника подпрограммы, то вам выдадут свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Свидетельство — это именной документ, ценной бумагой оно не является, другому лиц не передается (кроме особых случаев, предусмотренных законом).

Это свидетельство вы сдаете в банк, который был выбран органами власти вашего субъекта РФ для обслуживания средств по социальным выплатам. Там на ваше имя открывают счет, на который будет зачислена социальная выплата. Договор банковского счета вы заключаете с банком по месту приобретения жилья.

Распорядиться свидетельством вы должны в течение двух месяцев, начиная с даты выдачи, которая в нем указана. Размер определенной для вас социальной выплаты также указывается в свидетельстве и остается постоянным на протяжении всего срока действия свидетельства.
Чтобы использовать средства государственной социальной выплаты, вам надо будет предоставить в банк договор, служащий основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилье, а также правоустанавливающие документы на приобретаемое вами жилое помещение. Банк проверяет представленные вами документы и, если все в порядке, принимает договор к оплате и в течение десяти рабочих дней перечисляет средства на счет лица или организации, которая указана в представленном вами договоре.

Если вы строите дом или приобретаете квартиру с помощью ипотеки или жилищного займа, то для использования социальной выплаты вы должны предоставить в банк следующие документы: кредитный договор (договор займа); справка о сумме остатка основного долга и процентов по кредиту (займу); свидетельство о госрегистрации права собственности на жилое помещение, которое было построено или приобретено при помощи кредита или займа. Размер социальной выплаты будет ограничен остатком основного долга и процентов по кредиту или займу.

Если вы планируете пустить социальную выплату на завершение работ по строительству индивидуального дома, то вам надо будет предоставить в банк договор строительного подряда или иные документы, которые подтверждают расходы на строительство.

Если вы решили использовать социальную выплату в качестве первого взноса при получении ипотеки или займа на строительство индивидуального дома, то вам необходимо будет предоставить в банк кредитный договор. После того как вы заключили договор купли-продажи жилья или кредитный договор на строительство индивидуального жилья, ваша молодая семья будет снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Важный момент: жилье, которое вы строите или покупаете, должно располагаться в границах того субъекта РФ, из бюджета которого вам перечисляют социальную выплату.
Если ваша семья не воспользовалась правом на получение социальной выплаты и срок действия свидетельства истек, то оно сдается обратно в орган местного самоуправления, который и выдал свидетельство. В дальнейшем за вашей молодой семьей сохраняется право на улучшение жилищных условий и, в частности, на повторное участие в данной подпрограмме.

Как определяется размер социальной выплаты?

Условиями подпрограммы определена следующая схема определения размера социальной выплаты. Она зависит от норм общей жилплощади для семей с разной численностью, от того, сколько человек в молодой семье и от нормативной стоимости 1 квадратного метра общей площади, установленной органами местного самоуправления в том муниципальном образовании, где ваша семья состоит на учете как участник подпрограммы. Уточним только, что этот норматив не может быть выше средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади принятой в данном субъекте РФ.

Уточним размер общей площади жилья для определения размера социальной выплаты:
семья из двух человек (супруги или один из родителей и ребенок) — 42 квадратных метра;
семья из трех и более человек (супруги плюс один ребенок или дети; или же один из родителей и двое или более детей) — по 18 квадратных метров на члена семьи.

С учетом этих показателей определяется расчетная (средняя) стоимость жилья, от которой зависит величина социальной выплаты. Формула здесь следующая: СтЖ = Н x РЖ.
СтЖ — средняя стоимость жилья для расчета социальной выплаты; Н — норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в данном муниципальном образовании; РЖ — размер общей площади жилого помещения, который определяется согласно требованиям подпрограммы.

Отталкиваясь от полученной цифры, можно узнать размер положенной вам социальной выплаты. Для молодых бездетных семей он будет не менее 35% расчетной (средней) стоимости жилья. Для семей с одним ребенком (или большим числом детей), а также для неполных семей с ребенком (детьми) социальная выплата составит 40% расчетной (средней) стоимости жилья.
Как мы уже упоминали, возможность получения субсидии зависит в том числе и от способности молодой семьи внести средства, которых не хватает для покупки или строительства жилья. Речь может идти как о имеющихся в наличии деньгах, так и о привлечении кредитных (заемных) средств.

Таким образом, чтобы получить социальную выплату, молодая семья должна иметь следующий уровень дохода: не ниже 21 621 рубля на двоих; не менее 32 510 рублей на троих; от 43 350 рублей на четверых.

Максимальные государственные социальные выплаты по условиям подпрограммы следующие: 600 тыс. руб. на семью из двух человек; 800 тыс. руб. — на семью из трех человек; 1 млн руб. — на семью из четырех человек. Многодетным семьям положены дополнительные льготы и материальная помощь.

Также отметим, что молодые специалисты (члены молодых семей), которые заняты перспективными исследованиями для нужд обороны и безопасности страны, участвуя в подпрограмме, могут претендовать на дополнительную поддержку. Речь идет о том, что организации-работодатели могут принимать участие в софинансировании социальных выплат, оказывать иные формы поддержки своим перспективным сотрудникам. По этому поводу данные организации заключают соглашения с региональными или местными органами власти.

В столице России продолжают активно внедрять в жизнь новую современную систему госуслуг. Речь идет о многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (МФЦ). Их сеть уже весьма обширна, охватывает многие районы Москвы и насчитывает в настоящий момент более 50 центров. Число их постоянно растет и к началу 2014 года должно перевалить за сотню.

Куда обращаться, чтобы стать участником Программы?

Обращаться надо, в первую очередь, в жилищный отдел своей районной администрации. Там вам сориентируют, какая организация является уполномоченной для работы по этой подпрограмме (уполномоченные организации отбираются региональными органами исполнительной власти согласно требованиям и критериям государственного заказчика подпрограммы). Кроме того, в органах местного самоуправления вы получите информацию об условиях, на которых реализуется подпрограмма, и дадите письменное согласие на эти условия.

Проверка документов, которые представили молодые семьи для участия в подпрограмме, проводится органами местного самоуправления до 1 сентября. После чего формируется список участников подпрограммы на следующий год, и данная информация передается в органы региональной исполнительной власти. На основании этих данных составляется сводный список молодых семей — участников подпрограммы.

В дальнейшем сотрудники органов местного самоуправления уведомляют вас о необходимости получить свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

Нормативные документы по Программе:

Постановление Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 г. о Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

В какой стадии реализация Программы?

Разработчики программы отдают себе отчет, что в ситуации, сложившейся на рынке ипотечного кредитования в нашей стране (высокие процентные ставки, крупный первоначальный взнос), молодым семьям, зачастую не имеющим ни своей недвижимости, ни сбережений, ни высокой зарплаты, самостоятельно решить свои жилищные проблемы чрезвычайно сложно. Поэтому без государственного субсидирования не обойтись. В то же время молодежь — категория перспективная. И с точки зрения роста доходов (в будущем, по мере повышения квалификации), и с точки зрения стабильности социального развития страны, улучшения демографической ситуации. Поэтому вкладывать в молодые семьи необходимо. В этом, собственно, состоит основная идея подпрограммы. В перспективе помощь молодым семьям должна сказаться и на общем социальном благополучии и экономическом развитии страны.

На первом этапе подпрограммы (с 2003 по 2005 гг.) и втором ее этапе (2006 -2010 гг.) свои жилищные условия улучшили около 130 тысяч молодых семей. Общий объем вложенных в программу средств составил свыше 200 млрд рублей, из которых порядка 1/3 — это деньги федерального и местных бюджетов, а остальное — собственные средства участников подпрограммы и кредитные (или заемные) средства.

Достаточно успешная реализация подпрограммы вызвала к ней общественный интерес. По официальной информации, в январе 2005 года в России на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 250 тыс. молодых семей. Свыше 130 тысяч семей, как мы уже говорили, улучшили свои жилищные условия, и количество желающих принять участие в подпрограмме растет.

Постоянно расширялась география действия подпрограммы. Если в 2005 году в ней участвовали 43 субъекта федерации, то в 2009 году их число достигло восьмидесяти. Число регионов-участников росло по мере принятия региональных программ поддержки молодых семей и программ развития ипотечного жилищного кредитования. Одновременно увеличивались суммы, предусмотренные в бюджетах субъектов РФ на реализацию данной подпрограммы. С 2006 до 2009 год выплаты субсидий молодым семьям из региональных и местных бюджетов выросли почти в пять раз — с 2,1 до 10,3 млрд рублей.

На третьем этапе подпрограммы в 2011-2015 годах планируется улучшить жилищные условия еще 172 тысяч молодых семей. Предполагается, что общий объем средств, которые будут вложены в подпрограмму на ее третьем этапе, составит свыше 313 млрд рублей (федеральный бюджет — 28,18 млрд руб., бюджеты субъектов РФ и местные — 65,76 млрд руб.; собственные и заемные средства молодых семей — 219,19 млрд рублей).

На третьем этапе основной упор ее разработчики предполагают сделать на строительстве жилья. Те молодые семьи, что встают на жилищный учет только сейчас, социальные выплаты смогут вложить только в рынок первичного жилья. Также для новых участников есть ограничения по использованию государственных субсидий для погашения ипотеки. Данные изменения в подпрограмму уже вызвали негативную оценку со стороны многих молодых семей и обращения в адрес Президента России. Возможно, что условия третьего этапа будут изменены, и все участники подпрограммы смогут воспользоваться теми возможностями, что были раньше. Впрочем, даже если изменений не будет, молодых семей, желающих получить помощь государства при покупке жилья на первичном рынке, все равно будет немало, ведь это реальный шанс купить новую квартиру по цене ниже рыночной.

Областная целевая программа
«Обеспечение жильем молодых семей на 2011- 2015 годы»


Глава 1. Паспорт областной целевой программы


1. Наименование Программы - областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» (далее - Программа).

2. Основание для разработки Программы - постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», распоряжение администрации Костромской области от 28 февраля 2011 года № 41-ра «О разработке проектов областных целевых программ».

3. Государственный заказчик Программы - администрация Костромской области.

4. Основной разработчик Программы - департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

5. Координатор Программы - департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

6. Исполнителями программных мероприятий являются:
1) департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области;
2) департамент внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодежной политики Костромской области;
3) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области;
4) хозяйствующие субъекты.

7. Цель Программы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

8. Задачи Программы:
1) предоставление молодым семьям - участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальные выплаты);

9. Сроки и этапы реализации Программы:
Программа рассчитана на период 2011-2015 годы.
Программа реализуется в один этап.

10. Перечень основных мероприятий Программы:
1) создание условий по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья;
2) создание условий в приобретении молодыми семьями - участниками Программы жилья экономкласса на первичном рынке жилья.

11. Объем и источники финансирования.
Общий объем финансирования Программы за период 2011-2015 годы составит 849,8 млн. рублей, в том числе:
1) средства федерального бюджета - 141,0 млн. рублей;
2) средства областного бюджета - 78,2 млн. рублей;
3) средства местных бюджетов - 78,2 млн. рублей;
4) внебюджетные средства - 552,4 млн. рублей.

12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
1) обеспечение жильем 525 молодых семей;
2) создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
3) привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечных, а также собственных средств граждан;
4) укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;
5) улучшение демографической ситуации в регионе;
6) оказание содействия в развитии системы ипотечного жилищного кредитования.

Глава 2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом


13. Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики администрации Костромской области.
В 2006-2010 годы в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Костромской областной Думы от 08 ноября 2006 года № 1070 «Об областной целевой программе «Жилище» на 2006-2010 годы» (далее - подпрограмма), приняли участие 19 муниципальных образований Костромской области.
Финансирование подпрограммы из федерального бюджета в 2006-2010 годы составило 69,2 млн. рублей. Из областного бюджета на предоставление социальных выплат молодым семьям выделено средств на сумму 36,9 млн. рублей, софинансирование программных мероприятий из местных бюджетов составило 28,5 млн. рублей.
Количество улучшивших жилищные условия молодых семей при оказании государственной поддержки из всех уровней бюджетов и использованием ипотечных жилищных кредитов и займов в период реализации подпрограммы составило 287 семей.
На приобретение (строительство) жилья участниками подпрограммы привлечено собственных средств молодых семей и ипотечных кредитов (займов) на общую сумму 163,9 млн. рублей.
Результаты реализации подпрограммы в разрезе муниципальных образований Костромской области приведены в таблицах 1 и 2. ( )
В период 2006-2010 годов отмечен ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы.

14. Реализация подпрограммы способствовала развитию на территории области ипотечного жилищного кредитования.
В 2006-2010 годах кредитными организациями населению области на приобретение и строительство жилья выдано 6 528 жилищных кредитов на общую сумму 5 618,8 млн. рублей.

15. Увеличился объем средств, предусматриваемый в консолидированном бюджете Костромской области на софинансирование мероприятий подпрограммы на предоставление социальных выплат (субсидий) молодым семьям. Так, в 2006 году в областном бюджете на указанные цели было предусмотрено 5,1 млн. рублей, в муниципальных бюджетах 3,5 млн. рублей; в 2010 году в областном и местных бюджетах по 8,8 млн. рублей в каждом.

16. Несмотря на то, что за время реализации подпрограммы достигнуты определенные положительные результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в полном объеме не решена.
По состоянию на 1 января 2011 года, количество участников подпрограммы составило 1238 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для молодых семей. В условиях финансово-экономического кризиса многие кредитные организации ужесточили условия предоставления гражданам ипотечных жилищных кредитов. В текущих условиях, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов от стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для оплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств.
По данным статистического наблюдения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области за 2010 год, только 15,8 процентов семей имеют доход, позволяющий приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств.
Анализ денежных расходов населения за последние пять лет наглядно иллюстрирует, что расходы на покупку недвижимости составляют около 1,8 процентов от общей суммы денежных расходов населения. Купить жилье за счет текущих заработков и имеющихся сбережений могут лишь семьи с высокими доходами, и этот фактор является источником социальной напряженности в обществе.
Молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
В настоящее время актуальность жилищной проблемы сохраняется, и ее решение отнесено к приоритетным задачам социально-экономической политики государства.
Жилищная проблема в Костромской области определяет необходимость дальнейшего внедрения системы адресной поддержки данной льготной категории граждан как неотъемлемой части стабилизации и осуществления структурных изменений в экономике.

17. Устойчивое функционирование системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы.

18. Для успешной реализации Программы необходимо:
1) достаточное финансирование Программы;
2) совершенствование механизма предоставления социальной выплаты.

Глава 3. Основная цель, задачи и сроки реализации Программы


19. Основной целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

20. Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
1) обеспечение предоставления молодым семьям - участникам программы социальных выплат;
2) создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

21. Сроки реализации Программы - 2011-2015 годы.

Глава 4. Перечень мероприятий Программы


22. Реализация мероприятий по созданию условий на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, условий в приобретении молодыми семьями - участниками Программы жилья экономкласса на первичном рынке жилья будет обеспечена за счет реализации следующих направлений:
1) нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
2) финансовое обеспечение реализации Программы;
3) организационное обеспечение Программы;
4) информационное обеспечение Программы.
В состав мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы входит разработка нормативных правовых актов Костромской области, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке областного бюджета на соответствующий год и плановый период.

Организационные мероприятия:
на областном уровне:
сбор данных о молодых семьях, участвующих в Программе, предоставляемых органами местного самоуправления Костромской области, и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы по Костромской области;
определение количества молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на очередной финансовый год;
определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета Костромской области на реализацию мероприятий Программы;
отбор муниципальных образований Костромской области для участия в Программе и распределение субсидий между муниципальными образованиями по методике, утвержденной нормативным правовым актом Костромской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
заключение соглашений по реализации Программы с администрациями муниципальных районов и городских округов Костромской области на очередной финансовый год;
отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участников Программы по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья (при необходимости);
осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией Программы на региональном и муниципальном уровнях;
обеспечение освещения цели и задач Программы в средствах массовой информации Костромской области и сети Интернет;
проведение мониторинга реализации Программы, подготовка информационно-аналитических материалов и отчетных материалов для представления их государственному заказчику подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Под жилыми помещениями эконом - класса в настоящей Программе понимаются квартиры в многоквартирных жилых домах общей площадью: однокомнатные в пределах 28-45 кв. метров, двухкомнатные в пределах от 44 до 60 кв. метров, трехкомнатные от 56 до 80 кв. метров, четырехкомнатные от 70 до 100 кв. метров; индивидуальные жилые дома общей площадью от 60 до 80 кв. метров и этажностью не более трех этажей, расположенные на индивидуальных земельных участках площадью не более 1000 кв. метров, согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.5 Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 года № 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению помещений к жилью экономического класса».

на муниципальном уровне:
формирование списков молодых семей для участия в Программе;
определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджетов муниципальных районов и городских округов Костромской области на реализацию мероприятий Программы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья, исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе субсидий из бюджета Костромской области;
подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления их координатору Программы.
Информационное обеспечение Программы включает в себя:
обеспечение освещения цели и задач Программы, направленной на освещение целей, задач и механизмов Программы;
проведение мониторинга реализации Программы, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления их государственному заказчику подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Перечень основных мероприятий Программы (по срокам, исполнителям и ресурсам) приведен в приложении № 1 к настоящей Программе.

Глава 5. Ресурсное обеспечение Программы


23. Основными источниками финансирования Программы являются:
1) средства федерального бюджета;
2) средства областного бюджета;
3) средства местных бюджетов;
4) внебюджетные средства (средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строительства индивидуального жилого дома).
Общий объем финансирования Программы составит 849,8 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 141,0 млн. рублей;
за счет средств областного бюджета - 78,2 млн. рублей;
за счет средств местных бюджетов - 78,2 млн. рублей;
за счет внебюджетных средств - 552,4 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования Программы с распределением по годам представлены в таблице 3 ( )

24. Объемы финансирования Программы подлежат корректировке при формировании и утверждении областного бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Глава 6. Механизм реализации Программы


25. Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата предоставляется молодым семьям и используется ими в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении № 2 к настоящей Программе.

26. В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в Программе. Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на имя члена молодой семьи открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

27. Средства федерального бюджета на реализацию Программы привлекаются исполнительным органом государственной власти Костромской области в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

28. Средства областного бюджета на реализацию Программы выделяются исполнительным органом государственной власти Костромской области на основании бюджетных заявок.
Средства федерального и областного бюджетов выделяются бюджетам муниципальных образований в виде субсидий на условиях софинансирования аналогичных муниципальных целевых программ из бюджетов муниципальных районов и городских округов на основании заключенных договоров с департаментом строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.
Предоставление и распределение средств областного бюджета осуществляется в соответствии с приложениями № 3 и 4 к настоящей Программе.

29. Средства муниципальных образований на софинансирование Программы предусматривается ежегодно в местных бюджетах муниципальных образований Костромской области.

30. Программой предусматривается привлечение заемных и собственных средств молодых семей - участников Программы.

31. Реализация Программы осуществляется координатором и исполнителями.

32. Координатором Программы является департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, который в ходе реализации Программы осуществляет:
общее управление Программой и координацию деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств;
контроль за выполнением мероприятий Программы, организует ведение отчетности по Программе и обеспечивает ее представление соответствующим органам государственной власти;
прием от органов местного самоуправления Костромской области заявок на участие в Программе;
проведение конкурсного отбора муниципальных образований Костромской области для участия в Программе;
выпуск и передачу муниципальным образованиям Костромской области бланков свидетельств о праве на получение социальных выплат;
формирование и утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат;
подготовку и предоставление предложений по финансированию мероприятий Программы на очередной финансовый год;
мониторинг результатов реализации Программы и оценку эффективности результатов реализации мероприятий Программы и соответствия результатов целевым индикаторам;
подготовку проектов постановлений администрации Костромской области о внесении изменений в Программу;
контроль за деятельностью органов самоуправления Костромской области по реализации Программы;
перечисление в бюджеты муниципальных образований области, отобранных для участия в Программе, субсидий из федерального и областного бюджетов для предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья;
проведение конкурсного отбора банков для обслуживания средств, предоставляемых молодым семьям в качестве социальных выплат.

33. Контроль за реализацией Программы осуществляется по следующим показателям:
количество свидетельств, выданных молодым семьям, и сумма средств, предусмотренных на их оплату;
количество оплаченных свидетельств и размер средств, направленных на их оплату.

34. Исполнители в ходе реализации Программы:
несут ответственность за надлежащее и своевременное исполнение программных мероприятий, рациональное и целевое использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств;
осуществляют контроль за ходом реализации и эффективностью выполнения мероприятий Программы;
вносят предложения по совершенствованию механизма реализации Программы.

Глава 7. Эффективность реализации Программы


35. Оценка эффективности реализации Программы проводится координатором Программы путем определения степени достижения ожидаемых результатов.

36. Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе индикатора, которым является количество молодых семей, улучивших жилищные условия с использованием средств федерального, областного и местных бюджетов.

37. Выполнение мероприятий Программы в 2011 - 2015 годах позволит
обеспечить:
1) жильем 525 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
2) привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, собственных средств граждан;
3) развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
4) укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
5) развитие системы ипотечного жилищного кредитования в регионе.

38. Значение целевого индикатора по количеству молодых семей, улучшивших жилищные условии (в том числе с использованием ипотечных кредитов или займов) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, рассчитывается по следующей методике:
единица измерения - количество молодых семей;
источник информации - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.
Расчет показателя: показатель рассчитывается путем суммирования количества молодых семей, улучшивших жилищные условия, в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей.
Значение целевого индикатора по количеству молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов или займов) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, приведено в таблице 4 ( )

Приложения областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы»

Текст правового акта по состоянию на август 2012 года

Утверждена
Постановлением
главы Касимовского
муниципального района
от 18 марта 2011 г. N 315

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы"

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Разработчик Программы

Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области

Основание для разработки Программы

Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, Постановление Правительства Рязанской области "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" N 310 от 01.12.2010

Исполнители Программы

Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, Комитет по делам молодежи Рязанской области, кредитные организации

Цель и задачи Программы

Цель Программы - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачей Программы является предоставление молодым семьям, участникам Программы, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальная выплата), дополнительной социальной выплаты по рождению (усыновлению) одного ребенка (далее - дополнительная социальная выплата)

Целевые индикаторы и показатели

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах

Сроки и этапы реализации Программы

Перечень основных мероприятий

Нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы; организационное обеспечение реализации Программы, включающее в себя обеспечение информирования, консультирования молодых семей, приема документов на участие в Программе, формирование списков молодых семей, участие в ежегодном конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для получения финансовых средств федерального бюджета, заключение соглашения между Правительством Рязанской области и Министерством регионального развития Российской Федерации, заключение соглашения между комитетом по делам молодежи Рязанской области и органами местного самоуправления; финансовое обеспечение реализации Программы, включающее в себя ежегодное определение объема средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, распределение субсидий между муниципальными образованиями; предоставление социальной выплаты молодым семьям, предоставление дополнительной социальной выплаты

Прогнозные объемы и источники финансирования Программы

Из средств бюджета Касимовского муниципального района: в 2011 году - 50 тыс. руб., в 2012 году - 50 тыс. руб., в 2013 году - 50 тыс. руб., в 2014 году - 50 тыс. руб., в 2015 году - 50 тыс. руб. Всего средств бюджета муниципального образования - 250 тыс. руб. Выделение дополнительной социальной выплаты по рождению (усыновлению) ребенка из средств муниципального бюджета по годам: Всего: 12 тыс. руб. в 2011 году - 0 тыс. руб., в 2012 году - 3 тыс. руб., в 2013 году - 3 тыс. руб., в 2014 году - 3 тыс. руб., в 2015 году - 3 тыс. руб.,

Ожидаемые результаты реализации Программы

Обеспечение жильем за 2011 - 2015 годы максимального количества молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), собственных средств молодых семей; создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации в Касимовском районе

Количественный показатель молодых семей указывает на повышенную востребованность Программы, поскольку это единственная возможность для большей части молодых семей, нуждающихся в жилье, приобрести жилье (построить индивидуальный жилой дом) при помощи государства. Несмотря на значительное количество молодых семей, уже улучшивших свои жилищные условия, для большинства семей жилищная проблема имеет крайнюю остроту. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и высокими процентами по ипотечным жилищным кредитам для всего населения, в том числе для молодых семей.

Молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства, категория семей с относительно невысоким доходом, проживающих в сельской местности, практически не сможет улучшить жилищные условия с привлечением ипотечного кредита. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере улучшения экономической ситуации.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Касимовском районе. Решение жилищной проблемы молодых семей в Касимовском районе позволит сформировать экономически активный слой населения.

При разработке и утверждении данной Программы предусмотреть и осуществлять ежегодное софинансирование Программы из средств бюджета Касимовского муниципального района в размере 50 тыс. рублей; предоставлять дополнительную социальную выплату ежегодно всего в размере 3,0 тыс. рублей для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или строительством индивидуального жилого дома, молодой семье - участнику Программы при рождении (усыновлении) одного ребенка в период с даты утверждения акта о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в соответствующем году по дату исполнения банком (обязательств) распоряжения распорядителя счета (члена молодой семьи - участника Программы) о перечислении зачисленных на его банковский счет средств социальной выплаты в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, оплаты договора с уполномоченной организацией, что позволит молодым семьям иметь большую долю возможности для улучшения жилищных условий. Размер дополнительной социальной выплаты рассчитывается пропорционально количеству молодых семей - участников Программы на получение дополнительной социальной выплаты в равных суммах.

2. Цель и задачи Программы

2.1. Целью Программы является предоставление государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы. Государственная поддержка молодым семьям оказывается в виде социальных выплат.

2.2. Задачей Программы является предоставление молодым семьям - участникам Программы социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты из средств бюджета Касимовского муниципального района.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки и этапы реализации Программы: 2011 - 2015 годы.

4. Ресурсное обеспечение Программы

4.1. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться за счет федеральных, областных, муниципальных, собственных и заемных средств.

4.2. Объемы финансирования Программы на 2011 - 2015 год подлежат ежегодному уточнению.

4.3. Выделение бюджетных средств бюджетам муниципальных образований Рязанской области (далее - муниципальные образования) для предоставления социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты осуществляется в форме межбюджетных субсидий из областного Фонда софинансирования расходов.

4.4. Субсидии на предоставление социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты выделяются Касимовскому муниципальному району на реализацию аналогичных долгосрочных программ, реализуемых за счет средств местного бюджета.

4.5. Критериями отбора муниципальных образований для выделения субсидий муниципальным образованиям с целью предоставления молодым семьям социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты являются:

а) наличие муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты;

б) наличие сформированного органами местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году;

в) наличие в местном бюджете в соответствующем году расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование в соответствующем финансовом году предоставления социальной выплаты;

г) наличие в местном бюджете в соответствующем году расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование в соответствующем финансовом году предоставления дополнительной социальной выплаты.

5. Система программных мероприятий долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы"

Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи

Главные распоря- дители

Источник финанси- рования

Объемы финансирования, млн. руб.

Ожидаемый результат

В том числе по годам

Задача. Предоставление молодым семьям, участникам Программы, социальной выплаты

в том числе

нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы

комитет по делам молодежи Рязанской области

областной бюджет

реализация Программы в соответствии с действующим законода- тельством

организационное обеспечение реализации Программы, включающее в себя обеспечение информирования, консультирования молодых семей, приема документов на участие в Программе, формирования списков молодых семей, участия в ежегодном конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для получения финансовых средств федерального бюджета, заключения соглашения между Правительством Рязанской области и Министерством регионального развития Российской Федерации, заключения соглашения между комитетом по делам молодежи Рязанской области и органами местного самоуправления

комитет по делам молодежи Рязанской области

областной бюджет

в рамках текущего финансирования

исполнение Программы по разработанному механизму реализации

финансовое обеспечение реализации Программы, включающее в себя ежегодное определение объема средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, распределение субсидий между муниципальными образованиями

комитет по делам молодежи Рязанской области

областной бюджет

в рамках текущего финансирования

обеспечение финансирования реализации Программы

предоставление социальной выплаты молодым семьям

комитет по делам молодежи Рязанской области

федеральный бюджет
областной бюджет

успешное выполнение мероприятий Программы в 2011 - 2015 годах позволит обеспечить жильем 50 молодых семей

местные бюджеты
собственные и заемные средства молодых семей

250,0 тыс. руб.

50 тыс. руб.

50 тыс. руб.

50 тыс. руб.

50 тыс. руб.

50 тыс. руб.

комитет по делам молодежи Рязанской области

областной бюджет

предоставление дополнительной социальной выплаты молодым семьям

местный бюджет

создание дополнитель- ного стимула рождения (усыновления) детей

6. Система управления реализацией Программы

Получение данных по формам, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации - государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - государственный заказчик подпрограммы), о молодых семьях, участвующих в Программе, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий Программы;

Ведение базы данных об участниках Программы;

Определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы;

Отбор муниципальных образований для участия в Программе и распределение субсидий между муниципальными образованиями по методике расчета субсидий, выделяемых муниципальным образованиям для предоставления молодым семьям социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты, указанной в приложении N 1 (не приводится) к настоящей Программе;

Отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты молодым семьям;

Осуществление контроля за реализацией Программы на областном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;

Обеспечение освещения целей и задач Программы в региональных средствах массовой информации;

Проведение мониторинга реализации Программы на областном уровне;

Подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для предоставления государственному заказчику подпрограммы.

Система управления организации программой на муниципальном уровне предусматривает:

Формирование списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году;

Определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Программы;

Выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе за счет субсидий из областного бюджета.

Порядок предоставления молодым семьям социальной выплаты устанавливается постановлением Правительства Рязанской области.

Предоставление дополнительной социальной выплаты по рождению (усыновлению) одного ребенка молодым семьям - участникам Программы осуществляется согласно Порядку предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам Программы по рождению (усыновлению) одного ребенка.

7. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы

Комитет по делам молодежи Рязанской области представляет в министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, информацию об итогах реализации Программы, содержащую:

Общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования и программным мероприятиям;

Соответствие лимитов финансирования, указанных в паспорте Программы, фактическому финансированию в отчетном году;

Степень охвата программными мероприятиями проблемного направления;

Результаты выполнения мероприятий Программы в целом и в текущем году в свете достижения поставленных задач;

При наличии несвоевременного выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, анализ причин невыполнения;

Соответствие целевых показателей (индикаторов), достигнутых в отчетном году, целевым показателям (индикаторам), утвержденным в Программе;

Меры по повышению эффективности реализации Программы, предложения иных способов достижения программных целей.

Отдел по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района, финансовые органы Касимовского муниципального района своевременно ежеквартально и ежемесячно до 5 числа каждого месяца представляет информацию об итогах реализации Программы по утвержденным формам.

8. Целевые индикаторы и показатели эффективности исполнения Программы

8.1. Распределение субсидий, выделяемых Касимовскому муниципальному району для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках Программы, утверждается законом об областном бюджете на соответствующий год.

8.2. Распределение субсидий осуществляется на основании утвержденного комитетом по делам молодежи Рязанской области сводного списка на соответствующий финансовый год.

8.3. Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области в установленном порядке перечисляет средства, предусмотренные на предоставление социальных выплат (за счет федерального и областного бюджетов) на счета получателей социальных выплат. Основаниями для перечислений являются свидетельство о праве на получение социальной выплаты и заявка из банка.

8.4. Администрация Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области выдает молодым семьям свидетельства в пределах полученных средств.

В случае если администрацией Касимовского муниципального района Рязанской области в лице отдела по делам молодежи и спорту администрации Касимовского муниципального района Рязанской области в указанный срок не выданы свидетельства или выданы свидетельства на сумму, меньшую суммы средств, поступивших на эти цели, муниципальное образование возвращает полученные из областного бюджета средства, на которые не были выданы свидетельства, Комитету по делам молодежи Рязанской области для их дальнейшего перераспределения в установленном порядке между муниципальными образованиями Рязанской области, осуществившими своевременную выдачу свидетельства.

8.5. При повторном в течение одного финансового года нарушении срока выдачи молодым семьям свидетельств муниципальное образование - Касимовский район возвращает в областной бюджет средства, на которые свидетельства не были выданы в установленный срок. При этом возвращенные финансовые средства в очередной раз направляются комитетом по делам молодежи Рязанской области в Касимовский муниципальный район, осуществивший их возврат, после письменного информирования руководителем органа местного самоуправления о готовности обеспечения выдачи свидетельства в установленные сроки.

8.6. В случае непредоставления молодым семьям социальных выплат в течение 9 месяцев с даты выдачи свидетельств неиспользованные средства муниципальное образование возвращает в комитет по делам молодежи Рязанской области для перераспределения в установленном порядке.

Размер финансовых средств, выделяемых муниципальному образованию на планируемый год, уменьшается на сумму, которая не была предоставлена молодым семьям в виде социальных выплат в текущем году.

8.7. Остатки неиспользованных средств после предоставления молодым семьям социальных выплат в соответствии с выданным количеством свидетельств направляются муниципальным образованием комитету по делам молодежи Рязанской области.

9. Оценка социально-экономической эффективности Программы

9.1. Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального, областного и местного бюджетов будет обеспечена за счет:

исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального и областного бюджетов;

государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты;

адресного предоставления бюджетных средств;

привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

9.2. Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе индикатора - количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.

9.3. В новой редакции:

успешное выполнение мероприятий Программы позволит в 2011 - 2015 годах обеспечить жильем 50 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также позволит обеспечить:

Создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

Привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственных средств граждан;

Укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;

Улучшение демографической ситуации в Рязанской области;

Развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

10. Порядок предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам Программы по рождению (усыновлению) одного ребенка

1. Настоящий Порядок предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам Программы по рождению (усыновлению) одного ребенка (далее - Порядок) устанавливает предоставление дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" (далее - участник Программы).

2. Дополнительная социальная выплата из средств Касимовского муниципального образования в размере 3 тысячи рублей предоставляется для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или строительством индивидуального жилого дома, молодой семье - участнику Программы по рождению (усыновлению) одного ребенка в период с даты утверждения акта о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в соответствующем году по дату исполнения банком распоряжения распорядителя счета (члена молодой семьи - участника Программы) о перечислении зачисленных на его банковский счет средств социальной выплаты в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, оплаты договора с уполномоченной организацией.

Размер дополнительной социальной выплаты не может превысить разницу между размером цены договора купли-продажи жилья или цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома и размером социальной выплаты, размер дополнительной социальной выплаты рассчитывается пропорционально количеству молодых семей - участников Программы, в которых рожден (усыновлен) один ребенок в вышеуказанный период, в равных суммах.

3. Дополнительная социальная выплата предоставляется только один раз.

4. Для получения дополнительной социальной выплаты один из совершеннолетних членов молодой семьи либо иное уполномоченное лицо при наличии надлежащим образом оформленных полномочий представляет (не позднее 3 месяцев с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета (члена молодой семьи - участника Программы) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств социальной выплаты в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, оплаты договора с уполномоченной организацией) в орган местного самоуправления, включивший молодую семью в список участников Программы (далее - орган местного самоуправления), следующие документы:

а) заявление (в произвольной форме) о предоставлении дополнительной социальной выплаты в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия документов);

б) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

в) копию свидетельства о рождении ребенка или копию документа об усыновлении ребенка;

г) копию договора купли-продажи жилого помещения или договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома или договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья;

д) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение;

е) реквизиты лицевого счета члена молодой семьи, открытого в любом кредитном учреждении, расположенном на территории Рязанской области (далее - лицевой счет молодой семьи).

Копии документов, указанных в подпунктах "б" - "д" настоящего пункта, заверяются органом местного самоуправления на основании соответствующих оригиналов документов.

5. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, и в течение 10 рабочих дней с даты получения этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в течение 10 дней с даты принятия решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты.

6. Основаниями для отказа в признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты являются:

а) представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;

б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

в) представление документов по истечении срока, указанного в пункте 7 настоящего Порядка.

7. Повторное обращение для получения дополнительной социальной выплаты допускается после устранения оснований для отказа в признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты, предусмотренных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 настоящего Порядка, в течение срока, указанного в пункте 7 настоящего Порядка.

8. В случае признания молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты орган местного самоуправления в течение 10 дней с даты принятия решения о признании молодой семьи соответствующей условиям предоставления дополнительной социальной выплаты направляет в комитет по делам молодежи Рязанской области ходатайство о предоставлении дополнительной социальной выплаты по списку молодых семей - участников Программы соответствующего года (далее - ходатайство) с указанием:

б) Ф.И.О. членов семьи, родственных отношений в семье;

в) паспортных данных на совершеннолетних членов семьи, данных свидетельства о рождении ребенка (детей);

г) дат рождения каждого члена семьи;

д) реквизитов документа об усыновлении ребенка;

е) норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию на дату выдачи свидетельства;

ж) размера общей площади жилого помещения на данную семью, определяемого в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка;

з) размера расчетной (средней) стоимости жилья;

и) размера дополнительной социальной выплаты (тыс. руб.).

9. Орган местного самоуправления в течение 10 дней с даты поступления финансовых средств, предусмотренных на предоставление дополнительной социальной выплаты, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, перечисляет бюджетные средства, предоставляемые в качестве дополнительной социальной выплаты, на лицевой счет члена молодой семьи.

10. Дополнительная социальная выплата считается предоставленной молодой семье с даты зачисления дополнительной социальной выплаты на лицевой счет молодой семьи.

11. По итогам предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам Программы по списку соответствующего года орган местного самоуправления направляет в комитет по делам молодежи Рязанской области отчет (с подписями главы местной администрации, заверенной печатью, и руководителя финансового органа местной администрации) с указанием:

а) наименования муниципального образования;

б) даты поступления финансовых средств, предусмотренных на предоставление дополнительной социальной выплаты, на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения местного бюджета;

в) даты перечисления дополнительной социальной выплаты на лицевой счет молодой семьи;

г) размера перечисленной дополнительной социальной выплаты (тыс. руб.);

д) Ф.И.О. членов семьи, родственных отношений в семье;

е) паспортных данных на совершеннолетних членов семьи, данных свидетельства о рождении ребенка (детей);

ж) реквизитов документа об усыновлении ребенка;

з) размера остатка (если образовался) финансовых средств, поступивших на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения местного бюджета, предусмотренных на предоставление дополнительной социальной выплаты (тыс. руб.).

12. Контроль за целевым использованием финансовых средств местного бюджета, выделенных для предоставления дополнительной социальной выплаты, осуществляет комитет по делам молодежи Рязанской области и органы местного самоуправления.


Для просмотра комментариев включите JavaScript

Здравствуйте, Елена!

В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 № 31-281-П утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011-2015 годы.

В соответствии с Паспортом программы, участниками программы по улучшению жилищных условий могут стать семья, постоянно проживающая на территории Ульяновской области, при выполнении трех условий:

Возраст супругов в семье не превышает 35 лет, (либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет);

Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

Наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.

Для программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с основаниями, изложенными в ст.51 ЖК РФ.

Согласно п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условия, могут быть признаны граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.4 ст.50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Учетная норма жилого по Ульяновской области установлена в размере 12 кв.м на человека.

В Вашей семье на одно члена семьи приходится 40/4 10 кв.м, что ниже установленной нормы.

Таким образом, по возрасту и нуждаемости в улучшении жилищных условий Вы попадаете под критерии отбора участников программы.

Что касается собственных средств, необходимых семье для участия в программе, сумма средств определяется исходя из следующих расчетов.

Семьи-участники программы получают свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретение жилых помещений или строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Социальная выплата предоставляется семье, имеющей одного ребёнка и более, в размере не менее40 процентов расчётной (средней) стоимости жилья.

Размер необходимой площади жилого помещения, с учётом которой определяется размер социальной выплаты, для семьи численностью три и более человек, составляет по 18 кв. м на одного человека.

То есть, на Вашу семью необходимо будет приобретать жилье площадью не менее 72 кв.м.

Расчётная (средняя) стоимость жилого помещения, используемая при определении размера социальной выплаты (СтЖ), определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальному образованию Ульяновской области;

РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с настоящей Программой.

Умножив 72 кв.м на нормативную стоимость 1 кв.м жилого помещения, и рассчитав 60 % от полученного результата, Вы получите сумму, которую должны будете самостоятельно выплатить за счет собственных или заемных средств. Возможность выплатить данную сумму Вы должны будете обосновать документами об источниках дохода семьи.

Если, Ваши приблизительные расчеты показывают, что семья осилит такую сумму, обратитесь в территориальное отделение Управления жилищной политики за более подробной информацией по порядку оформления документов.

Желаю удачи!


Дополнительно

Вид документа, нормативно-правового акта:

Орган/источник:

Дата принятия:

Состояние акта:

Действующий

В соответствии сподпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, Администрация Курской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году;

форму списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году;

Порядок внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти области по реализации Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенных в приложении № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее - подпрограмма) комитет строительства и архитектуры Курской области.

3. Комитету строительства и архитектуры Курской области (Р.В. Филатов):

до 25 августа года, предшествующего планируемому, производить на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных образований списков молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязательств муниципальных образований по выделению в планируемом году из местных бюджетов средств в размере не менее 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья на предоставление социальных выплат молодой семье, и наличия утвержденной муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей, отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме. Результаты отбора оформлять приказом комитета строительства и архитектуры Курской области;

представлять государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, и в соответствии с утвержденным им Положением комплект документов для участия Курской области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации по реализации подпрограммы.

4. Правительству Курской области привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Курской области С.А. Дюмина.

6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».

И.о. Губернатора

Курской области Н.А. Ткачев

УТВЕРЖДЕН

постановлением

Администрации Курской области

ПОРЯДОК

ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УТВЕРЖДЕННЫЕ СПИСКИ

МОЛОДЫХ СЕМЕЙ - ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ГОДУ

1. Настоящий Порядок определяет процедуру внесения изменений в утвержденные списки молодых - семей претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - список, социальная выплата) в соответствующем году в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее - Правила).

2. Внесение изменений в список производится в случаях, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленном пунктом 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилья, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

3. Изменения в список вносятся по мере поступления уведомлений от органов местного самоуправления.

4. Уведомления от органов местного самоуправления о предложении внесения изменений в список с указанием причины внесения изменений направляются в комитет строительства и архитектуры Курской области в течение 5 рабочих дней после принятия решения органа местного самоуправления о внесении изменений в список.

5. Комитет строительства и архитектуры Курской области в течение 10 рабочих дней вносит изменения и утверждает список, и в течение 5 рабочих дней доводит его до органов местного самоуправления.

УТВЕРЖДЕН

постановлением

Администрации Курской области

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ ИМЕЮЩЕЙ ДОСТАТОЧНЫЕ ДОХОДЫ,

ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПОЛУЧИТЬ КРЕДИТ, ЛИБО ИНЫЕ

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОПЛАТЫ РАСЧЕТНОЙ

(СРЕДНЕЙ) СТОИМОСТИ ЖИЛЬЯ В ЧАСТИ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ

РАЗМЕР ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ

1. Настоящие Порядок и условия в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении № 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее - Правила), определяют процедуру признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальная выплата).

2. Признание молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, осуществляется органом местного самоуправления по месту постоянного жительства молодой семьи (далее - орган местного самоуправления).

3. Условиями признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, являются:

наличие средств на счете молодой семьи в кредитной организации;

возможность получения кредита или займа на недостающую сумму;

наличие права на распоряжение материнским (семейным) капиталом.

4. Молодые семьи, проживающие на территории муниципальных образований, отобранных комитетом строительства и архитектуры Курской области для участия в подпрограмме, представляют в орган местного самоуправления документы, подтверждающие наличие доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а именно:

договор и выписку со счета кредитной организации о наличии средств на счетах членов молодой семьи;

документ кредитора (заимодавца) о возможном получении кредита (займа) с указанием его размера, в том числе под залог имеющегося жилья;

справку о внесенной сумме паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся сумме паевого взноса, необходимой для приобретения молодой семьей права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в ее пользование;

справку Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области о праве владельца государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на распоряжение этими средствами и о размере материнского (семейного) капитала на момент обращения (для владельцев государственного сертификата на материнский (семейный) капитал).