Без малого 100 миллионов пользователей - такова аудитория ВКонтакте, которую
надо обслуживать. Быстро и без перебоев. Долгое время подробности технической
реализации ВКонтакте оставались секретом. Но недавно самая популярная в России
социальная сеть пролила немного света на то, как она все-таки устроена. В конце
октября в Москве состоялась конференция HighLoad++, на которой представители
ВКонтакте в лице Павла Дурова и Олега Илларионова, наконец, рассказали кое-что
об архитектуре социальной сети.

Парней буквально завалили вопросами по совершенно различным аспектам работы
ВКонтакте, в том числе и техническим. Еще бы. Легко представить нагрузку на
серверную часть сервиса: как много людей ты знаешь, которые не пользуются этой
социальной сетью? А сколько времени ты там проводишь, тратя бесценные часы своей
жизни на общение с друзьями, просмотр видео, игры, музыку? Математика довольно
проста: баснословное количество пользователей * масса проведенного времени на
ресурсе = запредельное количество запросов к веб-серверам и базе данных +
терабайты постоянно загружаемых и просматриваемых фотографий, видео и аудио.

Статистика ВКонтакте

  • 99,5 миллионов учетных записей.
  • 40 миллионов активных пользователей во всем мире (сопоставимо с
    аудиторией интернета в России).
  • 11 миллиардов запросов в день.
  • 200 миллионов личных сообщений в день.
  • Видеопоток достигает 160Гбит/с.
  • Более 10 тысяч серверов, из которых только 32 - фронтенды на nginx
    (количество серверов с Apache неизвестно).
  • 30-40 разработчиков, 2 дизайнера, 5 системных администраторов, много
    людей в датацентрах.
  • Каждый день выходит из строя около 10 жестких дисков.

Платформа

Для нас, конечно, особый интерес представляет именно архитектура проекта: как
взаимодействуют основные компоненты системы, какие собственные разработки
потребовались, какими трюками пришлось воспользоваться. Но прежде, чем перейти к
ней, необходимо ознакомиться с базовыми вещами - используемыми технологиями и
продуктами.

В качестве основной операционной системы используется Debian Linux - решение,
проверенное временем, один из самых старых и стабильных современных
дистрибутивов. Для балансировки нагрузки между серверами приложений используется
HTTP-сервер nginx, работающий в режиме reverse proxy. В его обязанности входит
держать соединение с браузером пользователя и передавать запросы серверам,
ответственным за исполнение PHP-кода, а также контролировать попадание
результата обратно в браузер. PHP-код исполняется посредством модуля mod_php для
Apache - альтернативных вариантов довольно много, особенно на основе протокола
FastCGI, но руководство ВКонтакте пошло по более консервативному пути в этом
вопросе, воспользовавшись самым проверенным временем решением. Никаких особых
систем оптимизации производительности PHP-кода не используется (например, в
Facebook написали свой компилятор из PHP в C под названием HipHop), единственной
внешней оптимизацией является кэширование оп-кода посредством всем доступного
решения XCache.

Ситуация с хранением данных выглядит достаточно размыто: с одной стороны,
активно используется собственная система управления базами данных, написанная на
C и созданная "лучшими умами" России, с другой - часто упоминалась MySQL в роли
основного хранилища. Подробнее про собственную базу данных ВКонтакте я расскажу
ниже. Говоря о хранении данных, нельзя не упомянуть о таком важном аспекте, как
кэширование часто используемой информации (расположение её в оперативной памяти
для быстрого доступа). Для этого используется очень популярный продукт в этой
области - memcached. Если ты не слышал: эта система позволяет осуществлять очень
простые атомарные операции, такие как расположение и получение произвольных
данных по ключу. Основной фишкой является молниеносно быстрый доступ и
возможность легкого объединения оперативной памяти большого количества серверов
в общий массив для временного хранения "горячих" данных.

Сторонние проекты, не являющиеся ключевыми для ВКонтакте, часто реализуются
либо с использованием довольно экзотических решений, либо, наоборот, на самых
простых технологиях. Например, сервис мгновенного обмена сообщениями реализован
на node.js (подробнее об этой разработке ты можешь прочитать в статье " " в ) с использованием протокола XMPP aka Jabber (мы еще к нему
вернемся). Конвертирование видео реализовано на самой простой и эффективной
библиотеке - ffmpeg, на ней же работает очень популярный видео-плеер VLC.

Архитектура

Самым заметным отличием от архитектуры многих других крупных
интернет-проектов является тот факт, что сервера ВКонтакте многофункциональны.
Т.е. нет четкого разделения на серверы баз данных, файловые серверы и т.д. - они
одновременно используются в нескольких ролях. При этом перераспределение
ролей происходит в полуавтоматическом режиме с участием системных
администраторов. С одной стороны, это оптимизирует эффективность использования
системных ресурсов, что хорошо, но с другой - повышает вероятность конфликтов на
уровне операционной системы в рамках одного сервера, что влечет за собой
проблемы стабильности. Впрочем, несмотря на использование серверов в разных
ролях, вычислительные мощности проекта обычно используются менее чем на 20%.

Балансировка нагрузки между серверами происходит по многоуровневой схеме,
которая включает в себя балансировку на уровне DNS (домен обслуживается с
помощью 32 IP-адресов), а также маршрутизацию запросов внутри системы, причем
разные сервера используются для разных типов запросов. Например, генерация
страниц с новостями (теперь это принято называть микроблогом) работает по хитрой
схеме, использующей возможности протокола memcached по параллельной отправке
запросов на получение данных по большому количеству ключей. В случае отсутствия
данных в кэше, аналогичный запрос отправляется системе хранения данных, а
полученные результаты подвергаются сортировке, фильтрации и отбрасыванию лишнего
уже на уровне PHP-кода. Похожим образом этот функционал работает и в Facebook
(они недавно обменивались опытом), только вместо собственной СУБД в Facebook
используют MySQL.

В стенах ВКонтакте было разработано большое количество софта, который более
точно удовлетворяет потребностям проекта, чем доступные opensource и
коммерческие решения. Помимо упоминавшейся собственной СУБД у них есть система
мониторинга с уведомлением по СМС (Павел сам помогал верстать интерфейс),
автоматическая система тестирования кода и анализаторы статистики и логов.

В проекте используется достаточно мощное оборудование, ориентировочно были
названы следующие характеристики серверов:

  • 8-ядерные процессоры Intel (по два на сервер, видимо);
  • 64 Гб оперативной памяти;
  • 8 жестких дисков;
  • RAID не используется (репликация и резервное копирование осуществляется
    на программном уровне).

Примечательно, что сервера не брендированные, а собираются специализированной
российской компанией. Сейчас оборудование проекта расположено в 4 датацентрах в
Санкт-Петербурге и Москве, причем вся основная база данных располагается в
питерском датацентре, а в Москове хостится только аудио и видео. В планах
сделать репликацию базы данных с другим датацентром в Ленинградской области, а
также использовать Content Delivery Network для повышения скорости скачивания
медийного контента в регионах.

Многие проекты, сталкивающиеся с большим количеством фотографий, часто
изобретают собственные решения по их хранению и отдаче пользователям. Об этом
был первый вопрос, заданный Павлу из зала: "Как вы храните изображения?" - "На
дисках!". Так или иначе, представители ВКонтакте заявили, что вся эта куча
фотографий всех цветов и размеров просто хранится и отдается с файловой системы
(используют xfs) большого количества серверов, без дополнительных изысков.
Смущает разве что тот факт, что у других крупных проектов такой подход не
сработал - наверное, они не знали волшебного слова:).

Не менее волшебной представляется та самая собственная база данных на C.
Этому продукту, пожалуй, было уделено основное внимание аудитории, но при этом
почти никаких подробностей о том, что он, собственно говоря, собой представляет,
так и не было обнародовано. Известно, что СУБД разработана "лучшими умами"
России, победителями олимпиад и конкурсов TopCoder, а также что она используется
в самых высоконагруженных сервисах ВКонтакте:

  • Личные сообщения
  • Сообщения на стенах
  • Статусы
  • Поиск
  • Приватность
  • Списки друзей

В отличие от MySQL используется нереляционная модель данных, а большинство
операций осуществляется в оперативной памяти. Интерфейс доступа представляет
собой расширенный протокол memcached. Специальным образом составленные ключи
возвращают результаты сложных запросов (чаще всего специфичных для конкретного
сервиса).

Система проектировалась с учетом возможности кластеризации и автоматической
репликации данных. Разработчики хотели бы сделать из данной системы
универсальную СУБД и опубликовать под GPL, но пока не получается из-за высокой
степени интеграции с остальными сервисами.

  • Процесс разработки близок к методологии Agile с недельными
    итерациями (циклами), в рамках которых проходят все этапы разработки:
    планирование, анализ требований, проектирование, разработка и
    тестирование.
  • Ядро операционной системы модифицировано (на предмет работы с
    памятью), есть своя пакетная база для Debian.
  • Фотографии загружаются на два жестких диска одного сервера
    одновременно, после чего создается резервная копия на другом сервере.
  • Есть много доработок над memcached, в.т.ч. для более стабильного и
    длительного размещения объектов в памяти; есть даже версия,
    обеспечивающая сохранность данных.
  • Фотографии не удаляются для минимизации фрагментации.
  • Решения о развитии проекта принимают Павел Дуров и Андрей Рогозов,
    ответственность за сервисы - на них и на реализовавшем его разработчике.
  • Павел Дуров откладывал деньги на хостинг с 1 курса:).

Подпроекты

Сервисы аудио и видео являются побочными для социальной сети, на них
создатели проекта особо не фокусируются. В основном это связано с тем, что они
редко коррелируют с основной целью использования социальной сети - общением, а
также создают большое количество проблем. Видеотрафик - основная статья расходов
проекта, плюс всем известные проблемы с нелегальным контентом и претензиями
правообладателей. 1000-1500 серверов используются для перекодирования видео, на
них же оно и хранится. Медиа-файлы банятся по хэшу при удалении по просьбе
правообладателей, но это неэффективно и планируется усовершенствовать этот
механизм. Очевидно, речь идет о разработке более интеллектуального алгоритма
распознавания аудио- и видео-контента по тегам, как это, к примеру, реализовано
в YouTube, где загруженный видеоролик, нарушающий лицензию, может быть
автоматически удален уже через несколько минут после загрузки.

Как известно, некоторое время назад появилась возможность общаться на
ВКонтакте через протокол Jabber (он же XMPP). Протокол совершенно открытый и
существует масса opensource реализаций. По ряду причин (среди которых проблемы
интеграции с остальными сервисами ВКонтакте) было решено за месяц создать
собственный сервер, представляющий собой прослойку между внутренними сервисами
ВКонтакте и реализацией XMPP протокола. Реализован он на node.js - выбор
обусловлен тем, что JavaScript знают практически все разработчики проекта, к
тому же это хороший набор инструментов для реализации задачи. Сложным моментом
стала работа с большими контакт-листами. У многих пользователей количество
друзей ВКонтакте измеряется сотнями и тысячами, высока активность смены
статусов: люди появляются и исчезают из онлайна чаще, чем в других аналогичных
ситуациях. К тому же необходимо было реализовать тесную интеграцию с внутренней
системой обмена личными сообщениями ВКонтакте. В результате на сервисе 60-80
тысяч человек онлайн, в пике - 150 тысяч. TCP/HTTP-балансировщик нагрузки
HAProxy обрабатывает входящие соединения и используется для распределения
запросов по серверам, а также развертывания новых версий.

При выборе системы хранения данных думали о нереляционных системах хранения
данных (в частности, о MongoDB), но в итоге решили воспользоваться привычной
MySQL. Сервис функционирует на 5-ти серверах разной конфигурации, на каждом из
которых работает код на node.js (по 4 процесса на сервер), а на трех самых
мощных - еще и MySQL. Интересной особенностью является отсутствие связи между
группами друзей в XMPP с группами друзей на сайте - сделано по просьбе
пользователей, которые не хотели, чтобы их друзья из-за плеча видели, в какой
группе они находятся.

Мечты о большом доходе и серьезных заработках не должны оставаться только в мыслях, нужно что-то делать, чтобы придти к успеху. Вариантов довольно много, а один из них – это запуск собственного сайта. Мини социальная сеть, отличная идея, ведь эта ниша сейчас активно развивается и есть много любителей тематических ресурсов.

Миниатюрная социалка обладает одним большим плюсом, после её создания не придется конкурировать с такими гигантами как Вконтакте или Facebook. Конечно, было бы неплохо собрать людей с этих сайтов, но у вас будет определена целевая аудитория, именно этим вы и будете привлекать внимание.

Социальная сеть – отличный источник прибыли

Каких только сайтов сейчас не создано в нише соц. сетей. Есть нишевые сети для врачей, психологов, детей и так далее. Они несравнимы с , тем не менее, их владельцы тоже получают прибыль. Естественно, до таких же доходов дойти вряд ли получится, но и десятой доли достаточно, чтобы стать состоятельной личностью.

Представьте, что ваш сайт попадет хотя бы в ТОП 50 популярных социальных сетей, и вы будете получать в 50 раз меньше денег. По последним данным, Вконтакте только на таргетированной рекламе заработал 1.5 млрд. долларов за год. В 50 раз меньше – это 30 000$ (2500$ в месяц). Согласитесь, тоже неплохая прибыль, тем более это доходы только с рекламы.

На создание блога требуется несколько часов, а мини сеть создается намного дольше. Связано это с тем, что функций там гораздо больше. Можете почитать отдельную статью, чтобы получить представление об этом процессе. Сайт должен быть идеальным со всех сторон, поэтому придется прикладывать серьезные усилия.

Единственный вариант облегчить разработку такого ресурса – это накопить денег и заказать его у профессионалов. В этом помогут веб-студии и частные вебмастера. Ищите профессионалов на Weblancer, изучайте отзывы, смотрите примеры работ и выбирайте подходящую кандидатуру. Также не забывайте, что потом придется вкладываться в продвижение сайта.

Мини соц сеть должна быть интересной

После запуска таких сайтов приходится долго ждать поступления естественного трафика. На рекламу уходит много средств, а чтобы она была эффективной, придется ещё и разбираться в этом. Читайте, чтобы не потратить деньги впустую и привести как можно больше посетителей.

Интересным сделать проект помогут разные фишки и объединения. Дайте волю фантазии, и первым делом придумайте необычную тематику. Возможно, это будет какой-нибудь вид спорта, мини социальная сеть для школьников или престарелых людей, любителей кулинарии, поклонников какой-нибудь игры и так далее.

Как вариант, социальную сеть можно объединить с другими видами сайтов. Встраивайте блог, добавляйте какой-нибудь полезный сервис, добавьте функции рекламирования в интернете, заработка и так далее. В общем, нужно придумать такую фишку, которой нет ни у одного другого проекта, чтобы захватить как можно больше внимания.

Сил на создание собственной, даже небольшой социальной сети потребуется много. Многие пытаются этим заниматься, но бросают проекты на половине пути, так как больше не могут трудиться без отдачи, а именно этого требует любой бизнес. В заключение хотелось бы посоветовать вам, прочитать про , на начальном этапе она вам пригодится.

46.1K

Вы хотите знать, как создать социальную сеть ? Как и любой сайт, она требует использования правильного программного обеспечения, продуманного планирования и реализации. Сегодня я собираюсь помочь вам и объяснить, как создать социальную сеть.

Разъясните свою идею и концепцию

Перед тем как приступить к работе, нужно убедиться, что ваша идея чего-то стоит. Задайте самому себе некоторые вопросы, чтобы понять, что включает в себя эта идея.

Какую нишу я собираюсь занять?

Это самый важный вопрос, который вы должны себе задать перед тем, как создать социальную сеть. Попытка реализовать что-то вроде Facebook не увенчается успехом. Но возможно есть определенная ниша, которую вы страстно желаете занять, и которая может принести выгоду:


Я предполагаю, что у вас уже есть идея, но очень важно убедиться, что ваши ожидания реалистичны. Не ждите, что легко ваш ресурс станет следующим Facebook или My Space .

Убедитесь, что у вас есть четкое представление о нише или конкретной теме для вашей социальной сети. Может быть, она будет для музыкантов или любителей животных.

Есть ли уже какие-то социальные сети, которые занимают вашу нишу?

Как и с любым хорошим бизнесом, важно провести исследование и выяснить, с кем придется конкурировать. Есть ли уже социальные сети, которые заполняют нишу, которую вы собираетесь занять? Если да, то, что они делают правильно? Что бы вы сделали лучше?

Перед тем, как создать соц сеть, делайте заметки о том, что вам нравится и не нравится. Так вы будете знать, что вам нужно сделать, чтобы получить преимущество.

Какие услуги или функции я хочу предложить своей аудитории?

Это частично объясняется в вопросе выше, но я хочу убедиться, что вы на самом деле серьезно думаете об этом. Что вы собираетесь предложить своей аудитории, что заставит их быть частью вашего сообщества?

Если вы думаете о том, как создать социальную сеть с нуля для любителей животных, можно рассмотреть вопрос о партнерстве с производителями зоотоваров, чтобы предложить какие-то скидки для вашей аудитории. Или, возможно, вы будете предлагать специализированные услуги, такие как обучение домашних животных или видео по этой тематике.

Тщательно все обдумайте и убедитесь, что выбранное решение сможет заинтересовать вашу аудиторию.

Сколько я хочу потратить?

Совершенно очевидно, что целью каждого является потратить меньшее количество денег для получения более высокого дохода, но это не всегда реально. Социальные сети (как и любой сайт ) требуют финансовых вложений. Они могут варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Подумайте о том, сколько вы готовы вложить, чтобы все закрутилось.

Для тех, кто не знает, с чего начать, вот некоторые типичные расходы на сайты, (обратите внимание на то, что это скромные подсчеты ).

Хостинг

Это касается только тех случаев, если вы решите использовать купленное программное обеспечение, которое потребует его установки на собственной площадке. Вам, скорее всего, захочется запустить новый сайт на VPS хостинге , чтобы получить дополнительный контроль.

Конечно, есть более дешевые варианты, но обновление пакетов в будущем могут вызвать сбои. Я рекомендовал бы начать с VPS , но вы можете выбрать любой вариант, который подходит вам лучше всего. Стоимость — $ 30 – 100.

Программное обеспечение для социальной сети

Перед тем, как создать социальную сеть самому, нужно выбрать соответствующее ПО. Это может быть готовое программное обеспечение, которое включает в себя почти все, что вам может понадобиться. Или онлайн-конструкторы, которые предлагают множество вариантов. Как правило, это лучший выбор, поскольку они устраняют огромные затраты, связанные с созданием ресурса с нуля. Стоимость – от $ 99.

Индивидуальное проектирование

Возможно, после изучения рынка вы обнаружите, что существующие программные продукты не соответствуют вашим требованиям, и поэтому решите создать свою CMS для социальной сети. Не ожидайте получить что-нибудь приемлемо работающее меньше, чем за несколько тысяч долларов. Наполнение контентом, типичный дизайн и разработка блога для хорошей социальной сети стоит около $ 3000 – 6000.

Продвижение

Вам нужно будет приобрести собственный домен. Я рекомендую посмотреть такие как Upwork.com и Fiverr.com , где можно выбрать недорогие варианты продвижения. Стоимость – от $ 100.

SEO (Поисковая оптимизация)

Поисковая оптимизация имеет решающее значение для получения трафика на ваш сайт. Но в этой области слишком много мошенников, и вы можете потратить тысячи долларов, пытаясь найти кого-то с нужными навыками. Потому выгоднее инвестировать в свои собственные знания. Стоимость — $ 300 в месяц через SEO Book или больше тысячи через другие SEO компании .

Хочу ли я сделать работу сам или кто-то сделает ее за меня? Кто выполнит ее?

Какова ожидаемая нагрузка? Сколько людей потенциально могут посещать создаваемую социальную сеть? Это важно для того, чтобы выбрать правильное программное обеспечение.

Конечно, есть еще вопросы о том, что нужно, чтобы создать социальную сеть. Но это главные из них. Я рекомендовал бы кратко законспектировать ваши ответы.

Использовать имеющееся программное обеспечение или создать собственное?

Следующим шагом является исследование того, какие варианты готовых решений присутствуют на рынке. Есть множество вариантов: самим разместить (вы будете нести ответственность за подъем веб-сайта и содержание его в надлежащем состоянии ) или размещение у сервис-провайдера (вы платите абонентскую плату, и они следят за сайтом ).

Для принятия решения важно понять, есть ли доступные варианты, которые соответствуют вашим потребностям или вам необходимо рассмотреть вопрос о разработке сайта с нуля. Имейте в виду, что разработка на заказ стоит дорого, поэтому убедитесь, что вы сбрасывайте со счетов все доступные варианты, прежде чем идти по этому пути.

Рассмотрим некоторые доступные решения. Это позволит понять, сколько стоит создать социальную сеть.

PHPFox

PHPFox существует в течение многих лет и является одним из наименее дорогих вариантов. Всегда найдутся люди, которые жалуются на каждый выпускаемый продукт, но факт остается фактом: есть множество классных социальных сетей, работающих на PHPFox .

Стоимость разумная, инвестиции совсем немного снизились, так как основная компания переименовалась в Moxi9 и теперь, вы можете приобрести PHPfox всего за $ 99:


Я считаю, что разумные вложения избавляют вас от необходимости делать все самостоятельно. Менее чем за сто долларов вы получаете основу для начала работы, и если ваш сайт будет успешно продвигаться, то вы сможете рассмотреть и другие варианты. Такие, как создание шаблона для социальной сети на заказ. Но после того как начнете получать прибыль от социальной сети.

Не стоит сбрасывать со счетов такие варианты, поскольку они способны быстро решить проблему с минимальными вложениями. Вы ведь не хотите потратить тысячи долларов только для того, чтобы выяснить, что ваша идея провалилась, так что начните со сведения затрат к минимуму и удерживайте расходы на низком уровне.

Social Engine

Social Engine считается одной из лучших платформ для создания социальной сети наряду с PHPFox . Их предложения включают в себя облачную версию (можно использовать их продукт на своих серверах без необходимости самостоятельной установки ), которая обойдется вам в $ 29 в месяц. А также версию CMS , которая будет полностью принадлежать вам, и обойдется в $ 299:


Лично я думаю, что решение с облаком немного лучше, так как вам не потребуется заниматься настройкой хостинга. Недостатком является то, что вы теряете возможность самостоятельной настройки и не полностью владеете продуктом. В любом случае, SE является отличным вариантом для рассмотрения.

Dolphin Smart Community Builder

Платформа предлагает множество функционала по разумной цене. Хотя он обойдется вам дороже, чем PHPFox , но вы можете обнаружить, что все решения больше соответствуют вашим запросам:


Сколько стоит создать социальную сеть: цены на Dolphin в диапазоне от 399 до 799 долларов. Это, безусловно, дороже, чем большинство вариантов, но это намного дешевле, чем разработка с нуля. Так что не сбрасывайте со счетов этот факт.

Evoq Social

Если социальная сеть, которую вы хотите создать, больше делового стиля, то вам обязательно надо обратить внимание на Evoq Social . Данное решение от DNN Software поможет вам создать поистине удивительную социальную сеть.

Думаете, эти сайты были созданы просто так? Вряд ли. В них изначально была заложена идея монетизации. Я не говорю здесь про такие мега сети как Facebook, ВКонтакте и им подобным.

Понятно, что конкурировать с такими гигантами будет не под силу. Я имею в виду, что есть смысл создать и раскрутить собственную узкотематическую социальную сеть.

Конечно, раскрутка социальной сети – занятие непростое, но поверьте, оно того стоит. Раскрученной вами социальной сети вы всегда сможете найти применение. И это, прежде всего, продажа рекламы, ненавязчивая реклама своих проектов, поддержка основного проекта.

Кстати, что очень важно: за счет таргетированности поднимается конверсия. А можно пойти другим путем – нишеваться по регионам. Это что касается выбора аудитории социальной сети. Главное – найти интересную нишу и раскручиваться в ней.

Но в данном посте я не буду рассказывать, как раскрутить социальную сеть, это тема отдельного поста. Для начала нужно определиться, на чем эту самую социальную сеть создавать. Сегодня существует множество движков для создания социальной сети. Некоторые из них платные, некоторые – бесплатные. Чтобы облегчить вашу участь, я расскажу про каждый достойный движок для создания социальной сети в отдельности. Замечу, что речь пойдет только о действительно стоящих вариантах.

Joomla (официальный сайт)

Функционал данного движка для создания социальной сети достаточно обширный. Не знаю, как считаете вы, но лично мое мнение такое, что Joomla лучше использовать, когда у вас уже есть блог на этой CMS, и вы просто хотите сделать какие-то социальные функции, либо когда вы владеете большими познаниями в данной CMS. А так я бы не сказал, что Joomla обладает обширными возможностями для поддержки социальных сетей.

Правда, я в последнее время все чаще вижу кроссплатформенные модули, которые могут встраиваться в разные системы, и при этом в них практически ничего не нужно менять. И, конечно же, такие модули не потребуют от вас супер-пупер знаний. Вот поэтому я считаю, что именно за такими модулями будущее.

Social Engine (официальный сайт)

Хороший движок для создания социальной сети, но он не совсем бесплатный. Вот в чем проблема. В общем-то, построена эта CMS на php. А поскольку php достаточно широко распространен, то считаю это несомненным плюсом платформы. Хорошо то, что здесь модульная система. Если что-то не устраивает, то можно дописать самому. А можно купить расширение у разработчиков.

Drupal (официальный сайт)

Это бесплатная портальная CMS, которая также является модульной системой, как и Social Engine. Я бы сказал, что она вторая по популярности после Joomla. Это что касается рунета. Не знаю, как на Западе. Проект Drupal стартовал в 2000 году и изначально был нацелен на коммерческое использование движка для создания социальной сети. Но постепенно Drupal стала проникать в русскоязычный сегмент интернета, результатом чего стало открытие официального сайта Drupal. Ну, и соответственно, к развитию проекта старались привлекать русских разработчиков.

Модульность – это несомненный плюс данной CMS. Но вот, на мой взгляд, недостаток данного движка – не совсем понятный интерфейс и повышенная нагрузка на сервер.

Facebook Connect

Этот движок для создания социальной сети чем-то напоминает мне Google Friend Connect. Только здесь уже используется api от Facebook. Кроме того, несколько сложнее интеграция. Еще одно серьезное отличие от Google Friend Connect заключается в том, что здесь привязка идет к конкретному сервису. Главная идея Facebook Connect заключается в том, что пользователь, зашедший на Facebook и авторизовавшийся, не должен будет вводить логин и пароль, чтобы получить доступ на некоторые сайты. Теперь зайти на эти сайты можно будет со страницы Facebook.

Например, с помощью Connect можно смотреть сайты Discovery Channel, видеохостинг Hulu, социальные новости Digg и др. То есть, вы заходите в свой профиль на Facebook и прямо со своей страницы можете читать новости с этих поддерживаемых системой сайтов.

Google Friend Connect

Возможно, вы уже обращали внимание, что на многих блогах встроены эти модули в виде виджетов. Раньше, как только появился этот движок для создания социальной сети, то в рунете он сразу не нашел широкого применения. Но постепенно перебрался и в рунет. И сегодня я на многих блогах вижу этот модуль. Правда, единственный момент – блог должен быть действительно популярным. Хорошо еще, если это будет блог на blogspot.com, хотя, в общем-то, не так и важно.

А вообще, Google Friend Connect – это сервис от всемирно известного поисковика Google. Он предназначен для создания социальной мегасети. Предполагается, что эта мегасеть должна объединить различные блоги, в одну сеть контактов по интересам. Регистрироваться вам не понадобится, поскольку Google Friend Connect дает возможность авторизоваться по OpenID. Сегодня этот стандарт поддерживается большинством сервисом, включая Яндекс и Livejournal. А можно авторизоваться и через Google, Yahoo и AIM.

На блоге, когда разместите виджет, будут отображаться читатели вашего блога и другие настраиваемые элементы.

То есть, для того, чтобы оставить на блоге, использующем данный модуль, комментарий, вам понадобится залогиниться через Google, Yahoo, OpenID или AOL. А удобство заключается в том, что авторизовавшись, вам не нужно будет каждый раз регистрироваться на всех блогах, которые используют Google Friend Connect. К тому же вы сможете увидеть, сколько читателей у любого блога, который использует данный модуль. В общем, с помощью Google Friend Connect значительно облегчаются личные контакты пользователей.